Самодельный вездеход
Универсальное
мототранспортное средство, предназначено для передвижения по любым дорогам и
лесным тропам.
К тому же оно может буксировать за
собой прицеп массой до 250 кг.
В зимнее
время ее несложно переоборудовать, заменив задние колеса на пневматики и
установив спереди рулевую лыжу; машина таким образом превращается в снегоход,
причем на трансформацию требуется менее часа. Использование при изготовлении
вездехода доступных материалов, простота конструкции вполне могут обеспечить
повторяемость машины даже в условиях домашней мастерской.
Рама МТС изготовлена из труб круглого сечения, квадратных профилей и
уголков. Ее особенностью являются разъемные соединения, позволяющие снимать
узел рулевой колонки при установке двигателя, а также балку переднего моста.
Каждый из разъемов состоит из обычной «водопроводной» муфты, сгона и
контргайки.
Для натяжения цепи, связывающей двигатель с редуктором, моторная рама (часть
рамы мотоцикла «Минск») передвигается; ось задних колес с подшипниками также
имеет возможность перемещаться в продольном направлении, что позволяет
регулировать натяжение второй цепи, соединяющей редуктор с задней осью.
Передние и задние крылья съемные (в варианте снегохода они отсутствуют).
Стыковка элементов рамы производилась электросваркой.
Двигатель мототранспортного средства — от мотоцикла «Минск», замечаний к
его работе у меня нет. Возможна, конечно, установка более мощных двигателей —
от мотоцикла «Восход» или мотороллера «Тула»; необходимо только скорректировать
под них размеры рамы. Выбор же «минского» двигателя был обусловлен его
экономичностью и малой массой. Мощность его оказалась вполне достаточной для
поездок на снегоходе с пассажиром, возможна также буксировка лыжника или саней.
Пусковые свойства мотора и летом и зимой вполне удовлетворительные.
Путевое управление летнего варианта мототранспортного средства
обеспечивается поворотом передних колес с помощью двух тяг; для зимнего
варианта предусмотрен рычаг и тяга, соединяющая его с вилкой лыжи. Последняя
позаимствована от мопеда. Передний мост — от мотоколяски СЗД, правда, несколько
уменьшенный: из его балок вырезаны участки и центральные части (с болтом
крепления торсиона) сварены с периферийными (с втулками рычагов подвески). В
зимнем варианте рычаги, поворотные кулаки, тяги и торсионы демонтируются.
Руль — от мотороллера «Турист», он отлично стыкуется с рулевым валом
болтом М10. Органы управления стандартные, мотоциклетные. Рычаг тормоза связан
тросом с тормозными колодками, установленными на редукторе.
Редуктор. Его основой стала ступица заднего колеса мотороллера
«Тула-200», к которой со стороны тормозного барабана приварена звездочка.
Привод задней оси осуществляется цепью с шагом 19 мм. Трансмиссионный тормоз
позволяет существенно упростить конструкцию задней оси. Звездочка на оси
фиксируется болтом М14, аналогично крепятся ступицы ходовых колес, как это
показано на чертежах. В качестве основы редуктора можно использовать не только
ступицу колеса «Туриста», но и других мотосредств.
Ось ведущих колес — это пруток диаметром 30 мм; концы его проточены до
Ø25 мм, на эти места надеты точеные ступицы. Колеса используются от мотоколяски
размером 5,00X10,0. Зимние колеса обычной для пневмоходов на шинах низкого
давления конструкции: с фанерными дисками, алюминиевыми ложементами и
креплением камеры ремнями. Подшипники оси двухрядные, они имеют конусные
вставки с гайками, которые хорошо фиксируют ось и не требуют высокой точности
обработки.
Дополнительное оборудование. К нему можно отнести передний и задний
багажники, фары, световые сигналы поворота и стоп-сигналы; места их крепления
показаны на рисунках.
Конструкция вездехода проста, сделать его можно буквально за несколько
дней в достаточно примитивной мастерской — разумеется, если в наличии есть все
комплектующие узлы. А возможности использования такой машины — самые широкие: в
качестве лебедки при вспашке огорода, для привода дисковой пилы, как простейший
садовый трактор (отличная проходимость по пашне, поэтому возможна культивация,
окучивание и т. п.). К тому же можно повысить проходимость, установив спаренные
задние колеса. Можно также смонтировать реверс-редуктор от мотоколяски СЗА, в
котором дифференциал заменен валом, и тогда вездеход получит заднюю передачу.
Износ резины из-за отсутствия дифференциала не наблюдается, и на управляемости
это не сказывается.
Рис. 1. Универсальное четерыхколесное мототранспортное
средство. Внизу — зимний трехопорный вариант с двумя пневматиками низкого
давления и передней управляемой лыжей.
Рис. 2 Рама: 1 — рулевой вал, 2 — рулевая колонка, 3 — топливный бак (от
мотоцикла «Минск»), 4 — верхняя балка рамы (труба Ø22 мм), 5 — разъем
(водопроводная муфта с контргайкой), 6 — стойка (труба Ø22 мм), 7 —
подседельная дуга (труба Ø22 мм), 8 — подушка сиденья (от мотоцикла «Минск»), 9
— задняя стойка (труба Ø22 мм), 10 — буксирное устройство, 11 — звездочка
задней оси (z=34), 12 — малая промежуточная звездочка (z=14), 13 — большая
промежуточная звездочка (z=38), 14 — моторама (часть рамы мотоцикла «Минск»),
15 — подножка, 16 — узлы крепления переднего моста, 17 — рулевой рычаг, 18 —
опорная площадка крепления заднего моста, 19 — разъем (водопроводная муфта с
контргайкой), 20 — подшипниковый корпус задней оси. На плановой проекции
моторама условно не показана.
Если чертежи не грузятся то скачать их можно здесь.
|